Нам 17 лет!
Главная страница

Великий блеф ФРС

Юрий Вишневецкий, участник конкурса аналитиков Альпари

Игроки продолжают активно распродавать американский доллар, который еще совсем недавно казался фаворитом. Эти распродажи носят преимущественно эмоциональный характер, ведь в сущности ничего неожиданного не произошло. Да, плохой отчет по рынку труда, и что? Небольшое количество вновь созданных рабочих мест скоро забудется, тем более что теперь есть прекрасный шанс дать позитивный отчет в июле, а вот падение безработицы с 5.0% до 4.7% останется, и еще неизвестно, как может развернуться ситуация в скором будущем.

Давайте лучше посмотрим на объективные цифры, к примеру, зададим себе вопрос – а есть ли вообще у ФРС ресурсы для того, чтобы поднимать ставку?

И для начала рассмотрим ситуацию с государственным долгом США.

Обслуживание госдолга идет за счет федерального бюджета. Бюджет же, в свою очередь, финансируется из двух источников – собираемых федеральных налогов и новых заимствований. Предположим, что США больше не будут брать в долг, а постараются обходиться лишь тем, что будет реально собрано в виде налогов. Есть ли в этом случае шанс справиться с обслуживанием долгов?

Шанс есть, но уж очень маленький. Судите сами.

Структура налоговых поступлений в бюджет США такова. 45% - это подоходный налог на физических лиц, 35% - взносы в фонд социального страхования, то есть налог, взимаемый с фонда заработной платы. Еще 12% - налоги на прибыль корпораций, 4% - на производство, акцизы на импорт и т.п. Итого, как можно видеть, львиная доля налогов поступает за счет личных доходов населения, это 80%, плюс налоги от производственной деятельности, это еще 16%.

Для того чтобы обслуживать долг и иметь сравнительно невысокий процент расходов от бюджета, нужно, чтобы доходы росли быстрее увеличения долга.

А как они растут на самом деле, можно видеть из графика ниже. Личные доходы явно не успевают за ростом долга, сбережения пытаются стабилизироваться исключительно за счёт снижения платежей по потребительским и ипотечным кредитам, ну а корпоративные доходы имеют явную нисходящую динамику с 1 квартала 2007 г.

Переходим к цифрам.

В 1 квартале 2016 г. было собрано налогов 2.49 трлн долларов, это рекордная сумма. При этом объем государственного долга вырос до 19,264 трлн, а сумма платежей по обслуживанию долга составила в 2015 г. 448,7 млрд долларов. Сумма не маленькая, но это всего 12.9% от всего объема собранных налогов, или 2.72% от ВВП. К примеру, в 1991 г. США уже стояли перед масштабным кризисом, тогда государственный долг составил в среднем по году чуть более 3,5 трлн, а вот объем выплат превысил больше 300 млрд долларов.

В чем же дело? А дело в разной доходности долговых инструментов. Процентная ставка Федрезерва составляла на конец 1990 г. 8.25%, и только резкое снижение в течение года к сентябрю 1992 г. к уровню 3% позволило взять ситуацию под контроль. Ежегодные суммы выплат при такой ставке составили более 8% от всего объема долга.

На графике ниже – две линии. Одна из них – эффективная ставка по федеральным фондам, она же ставка overnight. Как правило, объем ежегодных платежей, если его считать как процент от общего тела долга, всегда выше эффективной ставки.

На конец 1 квартала размер государственного долга составил 19,264 трлн долларов и продолжает расти. А планы ФРС относительно «нормализации» денежной политики таковы – поднять ставку до 3% к концу 2018 г. Во всяком случае, именно такой таргет был установлен по итогам заседания FOMC в марте. 

Ясно, что стоимость обслуживания долга при этом заметно вырастет. Даже если предположить, что кудесники из правительства смогут добиться расходов на обслуживание в размере 5% от тела долга, то для текущего уровня госдолга уже 960 млрд, а реально к 2018/20 г. расходы будут составлять от одного до полутора триллионов.

Есть в бюджете такие деньги? Нет. Могут ли появиться за счет роста доходов? Нет. Если ФРС действительно продолжит повышение ставок, то прирост долга будет идти с более высокой скоростью, чем сейчас. Значит, расходы на обслуживание долга полностью будут покрываться за счет новых заимствований. От одного до полутора триллионов в год.

Компенсировать неизбежный рост расходов на обслуживание долга у правительства США абсолютно нечем, а значит, все разговоры о повышении ставки имеют смысл только в одном случае – если понятно, откуда будут взяты деньги на продолжение банкета.

Иначе говоря, ФРС, если будет упорствовать в своих планах и продолжит поднимать ставку, одновременно должна запустить механизм, позволяющий обслуживать растущий долг. Вырваться из порочного круга можно только одним способом – резким уменьшением абсолютного размера долга относительно доходов бюджета. Как этого добиться без запуска гиперинфляции?

Рынок не верит ФРС, а значит, не верит никому. Лето обещает быть жарким.

Внимание!

  • Прогнозы, представленные в обзоре, являются частным мнением автора. Комментарии к ним не являются рекомендацией к торговле или руководством по работе на финансовых рынках. Альпари не несет никакой ответственности за возможные прямые или косвенные убытки (или иные виды ущерба), которые могут возникнуть в случае использования материалов обзора.
  • В обзоре сохранены авторская пунктуация, орфография и стилистика.

Чат для трейдеров

Обсуждение новостей из мира финансовых рынков, прогнозы движения цен и вопросы нашим экспертам.

Перейти к обсуждению

Подкасты от экспертов

Альпари

в

Аналитика
Альпари

в


Добавить

Другие обзоры аналитика

Участник конкурса аналитиков

Наши аналитики

Александр Разуваев
Александр Разуваев

Директор аналитического департамента Альпари

Анна Бодрова
Анна Бодрова

Старший аналитик Альпари

Вадим Иосуб
Вадим Иосуб

Старший аналитик Альпари

Все аналитики
Наверх