Нам 17 лет!
Главная страница

Так прошла слава BlackBerry

Наталья Мильчакова

Мир финансов и технологий на днях сотрясла новость – некогда культовый смартфон BlackBerry снят с производства.

Еще лет 6-7 назад для любого менеджера или офисного сотрудника, особенно для финансиста, было весьма престижно быть владельцем модного и, по тем временам, практичного и удобного канадского смартфона BlackBerry. В России этот смартфон несколько лет назад продавался всего у 1-2 операторов сотовой связи, по телевидению рекламировался скудно, а информация о нем распространялась чаще всего через форумы, социальные сети и посредством «сарафанного радио», что создавало как повышенный спрос на него, так и некий ореол элитного гаджета, предназначенного якобы только для избранных. Особым почетом в финансовых кругах пользовались те счастливые обладатели BlackBerry, которые купили его за границей, причем в «самих США». Даже не все восторженные поклонники этого гаджета знали, что производитель BlackBerry имеет канадскую юрисдикцию. Но это было неважно, а важен был сам факт обладания этим смартфоном – дорогим и доступным далеко не каждому гражданину нашей страны.

Но прошло время, и о когда-то престижном BlackBerry весь мир, в том числе и Россия, подзабыл. Отчасти этому способствовала серия экономических кризисов, сделавшая смартфоны еще менее доступными простому человеку, живущему от зарплаты до зарплаты, равно как и появление на рынке конкурирующих гаджетов, таких как iPhone и других известных мировых брендов. Бренд BlackBerry начал терять свой престиж сначала постепенно, а потом все стремительнее и стремительнее. Несколько лет назад BlackBerry, чтобы сократить затраты, передала производство своего флагманского смартфона зарубежным партнерам, но спасать бренд было уже поздно. Доля смартфона BlackBerry на мировом рынке в 2015 году сократилась всего до 0,3% в натуральном выражении (по сравнению с 15% бренда iPhone, почти четвертью рынка, приходящегося на бренды корпорации Samsung, а также по сравнению с собственной долей на мировом рынке в 20% в натуральном выражении, которую компания занимала в 2009 году). Капитализация компании BlackBerry Limited, чьи акции в настоящее время торгуются на бирже в Торонто и на бирже Nasdaq в США, с лета 2008 года, пока бренд BlackBerry находился в зените славы, по сегодняшний день рухнула в 11,4 раза, с $65 до $5,7 млрд. Зато заявление главного исполнительного директора BlackBerry Джона Чена о том, что производство смартфона BlackBerry теперь будет прекращено, а компания займется бизнесом, который приносит ей более высокую рентабельность, то есть производством программного обеспечения, фондовый рынок встретил с большим оптимизмом, и акции на этом заявлении выросли за день на 4,6%.

Нужно сказать, что аналитики глобальных, а также локальных американских и канадских инвестиционных банков были подготовлены к такому решению менеджмента BlackBerry. Сегодня многие западные деловые издания цитируют иностранных экспертов, заявляющих, в принципе, одно и то же, что исторически BlackBerry была производителем программного обеспечения, которое было ориентировано на высоко маржинальный бизнес, а производство мобильных телефонов стало для нее непрофильным и затратным бизнесом, который менеджмент не смог развивать, не имея в таком сфере соответствующего опыта и знаний. Но на самом деле аналитики фактически цитировали заявления самого Джона Чена, который еще три года назад, объясняя причины столь резкого обвала капитализации компании, заявил о том, что компании BlackBerry стоит в дальнейшем заниматься «тем, в чем она сильна», то есть производством программного обеспечения. Инвестиционные банкиры такие заявления восприняли как сигнал о том, что со временем смартфон BlackBerry уйдет с рынка, в связи с чем никакой паники и даже сожалений по поводу прекращения производства данного смартфона не наблюдается. BlackBerry пока еще намерена производить и продавать смартфоны под этим брендом в некоторых странах Африки и Юго-Восточной Азии, где они все еще престижны, но со временем гаджет уйдет с рынка навсегда.

В чем главные причины сегодняшнего краха когда-то престижного и успешного бренда BlackBerry? Во-первых, это отсутствие долгосрочной стратегии. Компания смогла отлично вывести на рынок бренд в конце первого десятилетия XXI века и занять на нем почти пятую часть, которую всего через несколько лет она стремительно потеряла. Предвидел ли это менеджмент? Скорее всего, не предвидел. Производитель этого смартфона сделал ставку исключительно на практичность гаджета, заключающуюся в удобной клавиатуре (что в краткосрочном аспекте было верным решением), но не продумал каким образом эту практичность нужно будет поддерживать, как совершенствовать эту «игрушку», чтобы не потерять покупателей. Компания BlackBerry прозевала момент, когда конкуренты выпустили новые смартфоны с сенсорным экраном, что оказалось намного более удобным в пользовании, чем традиционное мобильное устройство. Пропустила BlackBerry и момент, когда пользователи гаджетов стали уделять внимание возможности использования через смартфон необходимых приложений и особенно социальных сетей. Этой оплошностью мгновенно воспользовались агрессивные конкуренты, которые с появлением технологий 3G и 4G стали соревноваться друг с другом в удобстве выхода пользователя в социальные сети и количестве приложений. А BlackBerry осталась в стороне от этих инноваций, и ее доля рынка начала стремительно падать, а в прошлом году сжалась до минимума в 0,3% в натуральном выражении.

Но самая главная причина провала BlackBerry заключается в том, что она, создав удобный продукт, не смогла создать его идеи и истории, легенды продукта, которую она хотела бы рассказать своим покупателям. В отличие от Apple, которая, по словам ее главного исполнительного директора Томаса Кука, в бренде iPhone «создала iЖизнь». И именно эта история, образ жизни, заключенный в небольшом мобильном устройстве, до сих пор позволяет брендам Apple держаться на плаву даже в условиях падения интереса потребителей к смартфонам как таковым. Примерно таким же путем пошел Samsung, и оказался даже более успешным, чем Apple.

В России сегодня тема дорогих и престижных смартфонов уже не актуальна. Прошли те времена, когда менеджер среднего звена, сидя в своем теплом и уютном офисе, нежно поглаживал любимый престижный гаджет. Сегодня смартфон уже не роскошь, а просто средство общения, для молодежи, главным образом, в социальных сетях. И смартфоны корпораций с мировыми именами вынуждены уступать свои рыночные доли недорогой продукции более локальных корпораций, преимущественно из Китая. Кроме того, немаловажным фактором является то, что мир сейчас больше не преклоняется слепо перед любым брендом, сделанным в Северной Америке, будь то США или Канада. Даже iPhone для многих покупателя сегодня, кроме самих американцев, не «звучит гордо». А покупать за большие деньги морально устаревший смартфон, пусть даже произведенный в Канаде, уже не имеет смысла. Еще со времен античного Рима был известен афоризм «так проходит земная слава», который актуален и сегодня. Особенно в стремительно меняющемся мире высоких технологий. И любой IT-корпорации, выходящей сегодня на рынок с любым суперинновационным продуктом, нужно помнить, что любой такой продукт имеет свой срок годности, а морально «просроченный» продукт будет стремительно терять престиж, что показывает бесславный финал смартфона BlackBerry.

Внимание!

  • Прогнозы, представленные в обзоре, являются частным мнением автора. Комментарии к ним не являются рекомендацией к торговле или руководством по работе на финансовых рынках. Альпари не несет никакой ответственности за возможные прямые или косвенные убытки (или иные виды ущерба), которые могут возникнуть в случае использования материалов обзора.
  • В обзоре сохранены авторская пунктуация, орфография и стилистика.

Чат для трейдеров

Обсуждение новостей из мира финансовых рынков, прогнозы движения цен и вопросы нашим экспертам.

Перейти к обсуждению

Подкасты от экспертов

Альпари

в

Аналитика
Альпари

в


Добавить

Другие обзоры аналитика

Наталья Мильчакова

Наши аналитики

Александр Разуваев
Александр Разуваев

Директор аналитического департамента Альпари

Анна Бодрова
Анна Бодрова

Старший аналитик Альпари

Вадим Иосуб
Вадим Иосуб

Старший аналитик Альпари

Все аналитики
Наверх